Настольная игра «Шакал» – 15 человек на сундук мертвеца, или как увести пиастры у врагов
Настольная игра «Шакал» – легендарное изобретение отечественных студентов, которое по праву заслужило свою популярность. Поиск сокровищ на необитаемом острове, козни соперников, захватывающие сражения, преодоления опасностей и другая пиратская романтика успешно воплотились в этой «настолке», число поклонников которой год от года только растет.
5,8
Рейтинг BGG
легкая
Сложность игры
от 8 лет
Для детей старше 8 лет
2-4
Количество игроков
90-150 минут
Время одной партии
исследование территорий
Тематика
Ключевые особенности игры:
Исконно отечественная игра, изобретенная студентами МГУ в 70-х годах прошлого века.
Игровое поле формируется абсолютно случайно, поскольку тайлы каждый раз выкладываются рандомно.
На исход сражения влияют только стратегические способности игрока, случайностям здесь не место.
Старый пират по кличке Шакал спрятал свои несметные сокровища на одном почти необитаемом острове Карибского бассейна. И теперь 2–4 команды из 3 корсаров высаживаются на берег с разных сторон, чтобы начать настоящую охоту за наживой. Морские волки должны исследовать всю территорию, чтобы найти зарытое золото.
В процессе с ними могут происходить интересные события, например, знакомство с прекрасными туземками. Однако просто найти клад недостаточно. Самое важное – успешно погрузить его на корабль, отразив все атаки конкурентов.
Как подготовиться к экспедиции за сокровищами
Подготовка к игре состоит из следующих этапов:
Формирование игрового поля. Тайлы необходимо хорошо перемешать и, выкладывая их в любом порядке, составить карту острова. Должен получиться квадрат 11х11 фишек, без углов.
Набор команды. В центре каждой стороны разместить пиратский корабль. На борт погрузить по 3 фишки флибустьеров.
Распределение кораблей и союзников. Игра вдвоем предусматривает, что каждый из соперников управляет 2 кораблями, расположенными с противоположных сторон. При игре втроем используется только 3 корабля. Если игроков 4, то они могут сформировать 2 команды союзников или играть каждый сам за себя.
Для кого предназначена игра
Игра «Шакал» придется по вкусу:
Правила
В глубинах острова зарыто 16 кладов разной ценности, которые пиратам непременно нужно добыть. При обследовании карты острова, тайлы, из которых состоит игровое поле, открываются. Если на перевернутой клетке расположились сокровища, игрок выкладывает на нее столько монет, сколько указано. Однако клад считается добытым только тогда, когда он погружен на корабль.
Как доставить клад в свои закрома
Правила транспортировки клада следующие:
- Каждый пират может нести на себе только 1 монету.
- Двигаться с монетой можно только по уже открытым тайлам.
- Нельзя сражаться с другими пиратами с золотом в руках.
- Если пират, несущий клад, получит удар от соперника – он отправляется на корабль без ценной поклажи, оставляя ее на месте.
- С тяжелым сундуком корсары плавать не могут. В этом случае золотишко идет ко дну (выбывает из партии), а пират благополучно остается на плаву.
Правила сражений с соперниками
Бой между корсарами ведется по следующим правилам:
- Чтобы напасть на соперника, нужно переместиться на тайл, на котором он находится.
- Морской волк, принявший бой, перемещается на корабль и продолжает партию оттуда. При этом вся его поклажа остается на тайле. Даже если соперников несколько, все они отправляются на борт зализывать раны.
- Побить врага нельзя, если он окопался в крепости.
- Клетка-вертушка (джунгли, болото, пустыня и т.д.) не позволяет бить соперников, одновременно на ней размещенных. Нападение на других возможно, только если игрок отстает от них на 1 ход.
Смерть пиратов
Выбывание из игры возможно в нескольких случаях если пират:
- оказался на одном тайле с кораблем конкурентов.
- находится в море, и на его клетку перемещается соперник.
- не повезло угодить к людоеду на ужин.
- находится в положении, не предусматривающем дальнейшего хода (например, 2 стрелки направлены друг на друга).
Внимание! Мертвого пирата можно воскресить, если посетить крепость очаровательной аборигенки. На это понадобится всего 1 ход и восставший пират начинает игру прямо из крепости.
Игра 2х2
Союзники образуют 2 команды – черно-белые и красно-желтые. Они могут использовать чужие корабли и переносить туда золото и находиться на одном участке карты. Однако при нападении соперника всегда возвращаются на борт своего цвета. Золото также подсчитывается сообща.
Ход игры
Игра всегда начинается с хода белых. Далее соперники ходят по часовой стрелке. Один ход – это только одно действие. Правила ходов следующие:
- Корабль может передвигаться, только если на нем есть хотя бы 1 корсар. За 1 ход он передвигается только на 1 клетку и только по своей стороне. Поворачивать на сторону конкурентов суда не могут.
- Высадиться с корабля пират может только на тайл, расположенный рядом. Вернуться на корабль можно также с клетки по диагонали. Кроме того, в возвращении на борт помогут воздушный шар, ход конем, или вертушки.
- На суше пират перемещается на 1 тайл по горизонтали/вертикали/диагонали. При открытии нового участка, он должен выполнить действие, изображенное на нем.
- Переворачивать клетки необходимо только наугад. Подглядывать под рубашку запрещается. Открывать новые участки можно только с пустыми руками.
- Пираты могут плавать вдоль берега на 1 тайл и выбираться с моря на борт своего корабля.
- Перемещаться с берега в море пират не может, как и выбираться из воды на сушу. Но в отличие от кораблей, пират может исследовать вплавь любую сторону острова.
Внимание! За один ход можно совершить действие только 1 пиратом или 1 судном. Пропускать ходы запрещено.
Завершение игры
Игра завершается, когда на карте острова не остается золота, или один из соперников набирает количество монет, гарантированно большее, чем у других Тот, кто успешнее других провел охоту за сокровищами и перетащил в трюм своего корабля больше золота, чем другие соперники, побеждает.
Стандартная комплектация
Видеообзор
Вариации и дополнения
У игры есть дополнение, которое издается под названием «Шакал: дополнение». Кроме того, есть издание, которое уже включает в себя базовую версию и дополнение под названием «Шакал: остров сокровищ».
Есть у игры и вариация с новой механикой под названием «Шакал Подземелье».
Лайфхаки по игре и советы от других игроков
Несмотря на то, что некоторые игроки сетуют на высокое влияние случайного расклада тайлов, когда сопернику достается более удачная территория, автор игры заверяет, что для победы это не имеет никакого значения. Так, играя со своим отцом, какой бы удачный расклад тайлов ему ни выпадал, обыграть родителя у него получилось от силы несколько раз. Тактика и стратегия играют первоочередное значение в «Шакале».
Вот несколько советов от бывалых морских волков:
- Сказать нет золотой лихорадке. Для победы в классическом варианте Шакала игроку потребуется набрать максимум 19 монет.
- Не делать соперникам поблажек. Не отпускать конкурентов без боя, если есть возможность напасть. Если есть возможность — умерщвлять пиратов. При землетрясении размещать тайлы не в угоду себе, а так, чтобы навредить чужому корсару.
- Распределить обязанности. Один пират должен быть вблизи корабля, остальные двигаться группой.
- Вовремя уходить в оборону. Лишившись пирата, следует идти в разведку и искать аборигенку.
- Продумывать нападение. Целенаправленное нападение на других пиратов лучше осуществлять, только если есть преимущество.