Старинные настольные игры: лучшие экземпляры, актуальные и сегодня
Люди играют в настольные игры уже тысячи лет. Многие из них дошли и до наших дней практически в неизменном виде. Несмотря на возраст, они настолько удачны и увлекательны, что остаются популярными, а некоторые даже выигрывают по рейтингу у современных настольных развлечений.
ТОП-10
Кости
Первые Кости датируются II тысячелетием до н. э. Игра широко использовались в Древнем Египте, после в Римской империи, распространилась по Европе и Руси.
Ее популярность пошла на спад только во времена просвещения. Сейчас широко известна разновидность костей – Крэпс, игра, популярная в казино, закоулках и военных казармах по всему миру.
Правила:
- Игрок бросает два кубика. В этом первом броске он выигрывает при 7 или 11 или проигрывает при 2, 3 или 12.
- Если он выбрасывает другое число, оно становится его «очком».
- Игрок продолжает бросать до тех пор, пока его число не выпадет снова (в этом случае он выиграет) или не выпадет 7 (в этом случае он проиграет).
- Легкие правила.
- Компактность. Играть в игру можно везде. Все, что потребуется – 2 кубика.
- Подходит для всей семьи. Даже маленькие дети с легкостью освоят правила.
- Минусы игры заключаются в том, что она очень азартная и победа в большей степени зависит от случая.
Шашки
Шашки - классическая настольная игра, датируемая примерно 3000 годом до нашей эры. Игра ведется на клетчатой доске 8x8, по сути, на шахматной доске.
Каждый игрок начинает с 12 фишками, размещенными на темных клетках ближайшей к ним доски. Цель игры - захватить все фишки противника, перепрыгивая через них.
Правила:
- Фигуры могут двигаться только по диагонали на темных квадратах, светлые квадраты доски никогда не используются.
- Обычный ход — перемещение фигуры вперед на одно поле по диагонали. Начальные фигуры могут двигаться только вперед по диагонали, но не назад.
- Если игрок потерял все свои фигуры, он проигрывает.
- Нельзя перейти на поле, занятое другой фигурой. Однако, если фигура противника находится на квадрате по диагонали перед вами, а квадрат позади нее пуст, необходимо «перепрыгнуть» через нее по диагонали, тем самым захватив ее.
- Если игрок вообще не может двигаться, все его фигуры заблокированы, он проигрывает.
- Развивают логику и внимательность.
- Заинтересовывают и увлекают.
- Дети тоже могут легко обучиться игре.
- Относительный минус – партии могут длиться внушительное количество времени.
Лото
История Лото начинается в итальянском городе Генуя 4 века назад. Только появившись, игра сразу же завоевала популярность общества и распространилась по миру.
До России она дошла только в XVIII веке, но на тот момент была доступна только высшему классу. Повсюду в Лото начали играть в XX веке. В обязательном порядке включали Лото и в популярные советские настольные игры.
В наши дни Лото все еще остается актуальным.
Правила:
- Предшественник Бинго, Лото состоит из карт, с изображениями или числами в сетке, обычно изображения 4x4 или числа 3x6.
- По разным карточкам разбросаны одинаковые изображения или числа.
- Набор плиток, маленьких карточек или бочонков используется для обозначения того, какое изображение /номер игроки должны скрыть фишкой и достается из закрытого пулла рандомно.
- Первый, кто закроет один ряд изображений/чисел, побеждает в раунде.
- Возможность играть очень большой компанией.
- Простые правила, позволяющие играть детям.
- Подходит для семейного отдыха, в том числе и на природе.
- Тренирует внимание.
- К недостаткам Лото можно отнести только высокое влияние случайного фактора. Но для азартных людей это скорее плюс.
Домино
Традиционная игра в плитки появилась в Китае еще в XIII веке, сегодня в нее играют в разных культурах по всему миру.
Стандартный набор состоит из 28 плиток «двойная шестерка». В китайском домино используется набор из 32 плиток с разными распределениями.
В чем суть игры:
- Играют 2–4 человека. Двое получают на руки 7 тайлов, трое или четверо – по 5.
- Начинает тот, у которого есть плитка с дублем точек 6:6. Он кладет на стол кость, следующий игрок подбирает кость так, чтобы одно деление на ней было одноименным выложенному (например, 6:2) и кладет ее рядом с первой.
- Побеждает тот, кто выложил все костяшки с руки.
- Игра заинтересовывает и увлекает.
- Подходит для семейного времяпрепровождения.
- Развивает внимание и память.
- По мнению пользователей, у игры нет недостатков.
Карточная игра Пикет
Игра Пикет была изобретена при дворе Карла II.
Она хорошо зарекомендовала себя в форме, очень похожей на ту, что используется сегодня в 1650 году, и оставалась самой популярной игрой во Франции на протяжении многих веков, как и Криббидж в Великобритании.
Как и во многие другие старые настольные игры с картами, в Пикет можно играть на деньги, но игровой процесс остается увлекательным и азартным и без ставок.
Суть игры:
- Используется колода из 32 карт, от туза до семи в четырех мастях (известная как «колода пикет»).
- Игра состоит либо из 6 сделок, называемых партиями либо до 100 очков. Каждому игроку раздается по 12 карт, оставшиеся 8 используются в качестве магазина.
- Игра состоит из трех отдельных этапов: обмена, объявления комбинации и взятки. Победа требует умения во всех трех.
- В фазе обмена игроки могут обменять от одной до пяти карт в магазине, чтобы улучшить свою руку.
- Фаза объявления включает в себя раскрытие комбинаций очков (выполняется формализованным способом, чтобы показать некоторые, но не все карты). Объявленные комбинации включают: наибольшее количество карт одной масти, наборы того же ранга, например, 3 короля, 4 туза, и др.
- В фазе взятки первым ходит соперник сдатчика. Он кладет на стол любую карту, следующий игрок кладет карту такой же масти, если ее нет — любую.
- За комбинации и взятки начисляются очки, которые и приведут к победе.
- Увлекательный процесс.
- Возможность играть и дома и в дороге, поскольку колоду карт легко взять с собой.
- Развитие логического и стратегического мышления.
- Фактор случайности при раздаче.
- Детям игра вряд ли будет интересна.
Манкала
Манкала — это целое семейство игр. Самая популярная, дошедшая до наших дней разновидность еще называется Калах.
В чем суть игры:
- Игра ведется на доске из двух рядов, каждая из которых состоит из шести круглых ям/лунок. На обоих концах рядов есть большой магазин, называемый калах.
- Новички могут начать с 3 семенами в каждой яме, но игра становится все более и более сложной, начиная с 4, 5 или до 6 семян в каждой яме. Сегодня наиболее распространенным вариантом стало 4 семени на каждую ямку.
- Игроку принадлежат шесть ближайших к нему ям и калах с правой стороны.
- Игрок берет все семена с одной из своих ям, они распределяются по одному, против часовой стрелки, в лунках.
- Если последнее семя помещается в пустую лунку, принадлежащую сопернику, игрок захватывает все содержимое противоположной ямы. Если противоположная яма пуста, ничего не захватывается. Цель каждого хода – захватить камни соперника. Захваченные камни размещаются в Калахе.
- Игрок должен захватить все камни противника или выстроить на доске такую ситуацию, когда у него нет доступных ходов (например, все лунки пусты).
- Тренирует логическое мышление.
- Поскольку фактор случайности отсутствует, позволяет разрабатывать стратегии для выигрыша.
- Подходит для всей семьи.
- Возможность регулировать правила по своему усмотрению.
- К недостаткам игры можно отнести довольно однообразный игровой процесс, который может наскучить после нескольких партий (особенно детям).
Нарды
Нарды – одна из первых игр, которая упоминается в письменной истории 5 тыс. лет назад у шумеров древней Месопотамии.
В 1920-х годах археологи раскопали пять досок на кладбище в древнем городе Ур. Из гробницы Тутанхамона также были извлечены доски из Древнего Египта, в том числе механический ящик для кубиков.
В чем суть игры:
- У каждого игрока есть набор из 15 фишек, которые нужно переместить с исходных позиций вокруг, а затем за доску.
- Кубики бросаются каждый ход, и каждый игрок должен решить, какая из его фишек будет двигаться, в зависимости от результата броска.
- Игроки могут захватывать фишки друг друга.
- Побеждает тот игрок, который первым уберет с доски все 15 фишек.
Хотя игра полагается на игральные кости для определения движения, большую роль в ней играет стратегия в принятии решения о том, как делать наиболее эффективные ходы с учетом каждого броска кубиков, а также в измерении риска, с точки зрения возможных бросков, которые может получить противник.
- Увлекательность игрового процесса.
- Развивает логическое и стратегическое мышление.
- Отлично подходит для семейного времяпрепровождения.
- К недостаткам относится небольшое влияние случайного фактора в виде броска кубиков.
Маджонг
Суть игры:
- Плитки состоят из трех мастей, пронумерованных от 1 до 9 (точки, числа или символы), и специальных «благородных» костей. Есть четыре копии каждой плитки. Всего 136 плиток. Кроме того, можно использовать специальные тайлы цветов, сезонов и джокеров.
- Четыре игрока по очереди вытягивают из колоды или из сброса других игроков кости, пытаясь сформировать наборы числовых последовательностей (например, 5-6-7 одной масти).
- Игра состоит из 1 или нескольких сессий. Сессия состоит из 2 раундов, а раунд из 4 раздач.
- Побеждает игрок, который набрал наибольшее количество очков в игре за свои ценные комбинации.
- Увлекательный игровой процесс.
- Тренировка памяти и наблюдательности.
- Практически не надоедает.
- Необходимость точного количества игроков (4).
- Наличие свободного времени. Партии могут увлечь на несколько часов.
Шахматы
История шахмат (дословный перевод «Король умер») насчитывает более 15 столетий. Зародившись в Индии, совершив путешествие в арабские и азиатские страны, игра, наконец, распространилась по европейской части континента.
Классические правила появились в XV в. н.э. На сегодня это одна из самых популярных настолок, по которой ежегодно проводятся международные чемпионаты.
В чем суть:
- Противостояние соперников ведется на доске 8х8 клеток. Клетки раскрашены в черный и белый цвета и обозначены цифрами и латинскими буквами.
- У игроков есть 2 одинаковых набора фигур (белых и черных): король, ферзь, ладьи (2 шт.), слоны (2 шт.), кони (2 шт.), пешки (8 шт.).
- Все фигуры ходят особым образом, принятым правилами.
- Если фигура перемещается на занятую противником клетку, фигура противника убирается с доски и считается «убитой» (взятой).
- Если король находится под ударом другой фигуры, противнику объявляется шах.
- Если король не находится под ударом, но игрок не может сделать ни одного хода, в игре объявляется пат (ничья).
- Если король не имеет возможности осуществить ход, чтобы уйти из-под удара, противнику объявляется мат.
Игра завершается выигрышем белой/черной стороны, или ничьей.
- Развитие логики и интеллекта.
- Тренировка внимания и аналитического мышления.
- Высокая реиграбельность.
- Увлекательность.
- Недостатки у этой легендарной игры найти сложно. Минусы, о которых можно рассуждать - это затраты по времени на обучение и внушительная длительность некоторых партий.
Го
Самое раннее упоминание о Го встречается в «Аналектах» Конфуция, а самым ранним вещественным доказательством является доска Го 17 × 17, обнаруженная в 1952 году в гробнице из бывшей династии Хань (206 г. до н. э. — 9 г. н. э.).
Существует клубок противоречащих друг другу популярных и научных анекдотов, приписывающих его изобретение двум китайским императорам, имперскому вассалу и придворным астрологам. Одна история гласит, что Го был изобретен легендарным императором Яо (правил в 2357–2256 гг. до н. э.) в качестве развлечения для своего сына-идиота.
Вторая утверждает, что император Шунь (правил в 2255–2205 годах до н. э.) создал игру в надежде улучшить умственные способности своего слабоумного сына. Третий говорит, что человек по имени Ву, вассал императора Цзе (правил 1818-1766 гг. до н. э.), изобрел Го (а также карточные игры). Наконец, четвертая история предполагает, что Го было разработано придворными астрологами во время династии Чжоу (1045–255 до н. э.).
В наше время Го входит в 5 самых популярных базовых интеллектуальных игр и используется по всему миру.
В чем суть игры
На первый взгляд кажется, что в Го два игрока по очереди кладут камни на сетку пересечений 19 × 19 (или меньше). Но как только основные правила становятся понятны, игра показывает свою ошеломляющую глубину. Можно понять, почему многие люди говорят, что это одна из самых элегантных абстрактных игр, сжигающих мозг, в истории.
В ней игроки пытаются захватить территорию, отгораживая участки доски и окружая камни друг друга. Игра не заканчивается до тех пор, пока доска не заполнится, или что чаще, когда оба игрока соглашаются закончить игру, и в этот момент побеждает тот, кто контролирует большую часть территории.
- Развивает оба полушария. Помимо логики, требует и творческого подхода.
- Тренирует внимание.
- Простые правила.
- Пользователи практически не отмечают недостатков у игры. Спорные ситуации могут возникнуть из-за невнимательности самих игроков, но с практикой эти вопросы достаточно быстро устраняются.