Подборка интересных психологических настольных игр для детей и взрослых
К психологическим играм относятся разные варианты. В одних надо пользоваться психологией, вводить соперников в заблуждение и следить за их эмоциями. В других — вживаться в роль и чувствовать эмоции персонажа. Многие настольные психологические игры имеют развивающий характер. Они направлены на совершенствование эмоционального интеллекта, логического и ассоциативного мышления, устойчивости. А польза есть для детей и взрослых. Ни в каком возрасте непоздно заняться тренировкой эмоций и психики. В настолках каждый человек может проверить, удастся ли ему понять замысел игры и противников.
В психологических играх люди узнают друг друга. Это хороший вариант для вечера в компании незнакомых людей либо в близком кругу. Некоторые популярные игры – например, «Мафия» – зародились в психологии. Их используют для подготовки специалистов.
В моей подборке представлены самые мощные психологические настольные игры.
ТОП-17
Мафия
Выпущено много вариантов «Мафии». В часть из них добавили новых героев, запутанные связи, красивую обстановку. Каждую ночь Мафия убивает мирного жителя. Оставшиеся устраивают голосование, чтобы обнаружить и казнить предателя. Игроки должны внимательно следить друг за другом, вслушиваться в слова.
Возраст | 12+ |
Количество игроков | 6-20 |
Время одной партии | 40 |
Сложность игры | легкая |
Настольная игра «Мафия» была создана несколько десятков лет назад. Она стала одной из самых популярных, увлекательных и эмоциональных забав.
Кому подойдет настолка?
- «Мафия» – отличный вариант для времяпрепровождения в средней или большой компании. Она поможет повеселиться. Можно взять игру на вечеринки, дружеские посиделки или любую встречу.
- «Мафию» очень ценят психологи и бизнесмены, поскольку в ней можно быстро освоить настоящие навыки взаимодействия в проблемных ситуациях. Если человеку удастся в игре убедить противников в своей правоте, он с легкостью сможет проводить реальные переговоры.
- Развиваются навыки чувствования другого человека, управления общественным мнением. Совершенствуются риторика, находчивость, поведение в конфликтных ситуациях и другие коммуникативные умения. Эта психологическая игра необходима людям, связанным с журналистикой, политикой и пиаром.
- Карточная настолка «Мафия» станет отличным подарком для компании. Она сплотит сотрудников из одной организации.
- Не надо организовывать никакие особые условия, достаточно собрать компанию. Можно играть в транспорте и аэропорту, на пикнике и в иных ситуациях.
- Интересный ролевой процесс.
- Можно повеселиться в компании.
- Нельзя играть маленькой командой.
Эмоциональный интеллект
Другие участники должны угадать, что испытывает человек во время прочтения странного отрывка из Ницше. Это развлечение было придумано мимом, хорошо разбирающимся в показывании мимикой целой истории. Чем больше игроков, тем интереснее становится процесс.
Возраст | 12+ |
Количество игроков | 3–14 |
Время одной партии | 30 |
Сложность игры | легкая |
Люди попадают в привычную ситуацию. Один человек надулся или подозрительно улыбается, а другие не могут определить, что у него на лице. Навыки выражения и распознавания эмоций для одних людей – талант, для других – слепое пятно. В любом случае эмоциональный интеллект можно натренировать.
Различить улыбку и грустно опущенные уголки губ сможет каждый. С тонкими оттенками голосов, жестов и мимики сложнее. Но научиться отличать их можно. Получается интересный процесс. Игроки угадывают эмоции товарищей, и сами показывают сложные чувства.
«Эмоциональный интеллект» представлен двумя уровнями сложности. Есть чтение фраз с бумаги и произнесение непонятной чепухи. В набор входят карточки со странными эффектами, инструкция по выражению чувств и описание эмоционального интеллекта.
- Качественно выполнена.
- Интересный процесс развивает многие навыки.
- Есть 2 уровня сложности.
- Имеет много заданий.
- Раскрывает актерские таланты.
- Обеспечивает веселое и позитивное времяпрепровождение.
- Высокая стоимость.
Зубастая Мафия
Возраст | 6+ |
Количество игроков | 7–20 |
Время одной партии | 20–40 |
Сложность игры | легкая |
Может ли серьезная психологическая игра подходить для детей и быть очень интересной? Может. Достаточно сыграть в «Зубастую Мафию» и самим убедиться в этом. В мирную овечью ферму пробрались волки, желающие съесть овец. Что будет, если одна овечка станет шпионом и заполучит доверие?
В игре выбирается ведущий. Ночью он общается с участниками жестами, днем – словами. В ночное время все персонажи засыпают. Просыпаются только волки и еще пара героев. Они съедают овцу (если им это удается). Утром мирные жители пытаются найти волка в овечьей шкуре и выгнать его с фермы.
Овцы стараются сохранить численное преимущество и прогнать волков, в то время как сами хищники стремятся полакомиться овечками.
- Легкие правила.
- Качественное выполнение.
- Развитие логики и сообразительности, актерского таланта и навыков командного взаимодействия.
- Не выявлены.
Телепат
Возраст | 12+ |
Количество игроков | 2–6 |
Время одной партии | 30–60 |
Сложность игры | легкая |
Человек должен угадать, как оппонент ответил на какой-то вопрос. При этом обнаруживаются интересные факты о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье или дружеской компании. Можно подумать, будто ход мыслей лучшего друга легко предсказать. А внезапно выясняется, что о некоторых его умозаключениях и взглядах даже не догадывались.
В «Телепате» можно проверить, насколько хорошо человек понимает близких, знает их вкусы, может предсказать их реакцию в определенной ситуации. Не надо ждать попадания на необитаемый остров. Для проверки себя и своих друзей достаточно взять настолку «Телепат». Ее разработал Институт Креативной Психологии. Участие принял доцент факультета психологии МГУ С. О. Раевский.
- Захватывающий процесс.
- Разработана настоящими психологами.
- Имеются разные варианты правил.
- Не обнаружены.
Тюрьма
Возраст | 6+ |
Количество игроков | 2–12 |
Время одной партии | 20–30 |
Сложность игры | легкая |
В давние времена на земле буйствовали 4 природные стихии: огонь, вода, земля, воздух. Днем и ночью они спорили, кто из них самый могущественный. Главный Волшебник устал от этого, так что он отправил одного солдата из каждой стихии в Тюрьму. Она на всех наводит ужас. Участники должны вызволить пленников и одновременно с этим выявить самую могущественную стихию.
«Тюрьма» является стратегической игрой. Побеждает человек, выбравший лучшую тактику. Развиваются навыки планирования, логическое и пространственное мышление, счетные навыки, умение общаться и договариваться с людьми, учитывая свои интересы.
Участники учатся рассчитывать силы и предсказывать действия противников. В этом деле помогают логика, удача и знание психологии.[colonizator_col]
За игрой могут собраться как представители одной возрастной группы, так и люди разных возрастов. Она подходит для семьи и компании из детей либо взрослых.
[/colonizator_col]
- Хорошее качество.
- Развивает стратегические навыки, пространственное мышление.
- Совершенствует коммуникативные способности.
- Некоторые вопросы оказываются слишком личными.
- На картах нет картинок, есть только текст.
Имаджинариум
Возраст | 16+ |
Количество игроков | 4–7 |
Время одной партии | 30 |
Сложность игры | легкая |
«Имаджинариум» является легкой и увлекательной игрой. В ней требуется придумать ассоциацию к картинке из коробки. Задания были созданы сумасшедшими художниками. Здесь есть как легкие варианты – «зима», «любовь» и «принципиальность» – так и сложные и даже безумные «Где драма? Опять нет драмы!», «Все правильно сделал», «Чак-чак! Беги быстрее» и т. д.
Игра в той же степени легкая, в какой безумная. Участники получают по цветному крылатому слонику. Он постепенно перемещается по облакам. Игрок, чей слоник к завершению партии окажется дальше, побеждает.
Уже в результате первой игры человек будет поражен тем, что происходит в мозгах его знакомых людей. От этого процесс становится намного увлекательнее.
- Легкие правила.
- Качественное выполнение.
- Развитие воображения.
- Креативность, неординарность.
- Неоригинальная идея.
- Небюджетная цена.
Имаджинариум Детство
Возраст | 6+ |
Количество игроков | 4–7 |
Время одной партии | 30–60 |
Сложность игры | легкая |
Карточки с игрушечными утятами, девочки с месяцем и осьминогом на пикнике вызывают улыбку. Благодаря этому, с настолкой можно уютно провести время вместе с детьми. А также игру оценят люди, которые до сих пор верят в чудеса, несмотря на то, что их возраст существенно превышает надпись на коробке.
В новой версии «Имаджинариума» содержатся добрые и милые рисунки. Это веселая игра. В ней необходимо загадывать и отгадывать картинки. Все участники получают по комплекту карточек, а потом поочередно ходят. Ведущий загадывает ассоциацию к одной из своих карт и кладет ее на стол рубашкой вверх.
Другие игроки проверяют свои картинки и выбирают ту, которая кажется им наиболее похожей на описание. Участники должны путать товарищей, отгадывать иллюстрации и наслаждаться процессом.
- Понятные правила.
- Качественное выполнение.
- Развитие воображения.
- Наличие дополнений.
- Возможность сочетать с иными играми разработчика.
- Высокая цена.
За бортом!
За это даются очки, которые могут привести к победе. Разумеется, участникам неизвестно кто кому помогает, а кого хочет сбросить за борт. Смешная и азартная атмосфера создается благодаря общению, спорам, дракам и воровству.
Возраст | 16+ |
Количество игроков | 4–6 |
Время одной партии | 40+ |
Сложность игры | легкая |
«За бортом!» считается одной из лучших игр для нескольких человек. Она позволяет уютно и атмосферно провести время в кругу друзей, в путешествии или на небольшой вечеринке.
Принять участие в психологической настольной игре могут 4–6 человек. Так сложилось, что выжившие после кораблекрушения члены экипажа вынуждены делить шлюпку, затерянную в загадочных водах. Припасы заканчиваются. Вдруг выясняется, что кто-то положил в шлюпку не пресную воду и сухарики, а деньги и ценные вещи. В игроках борются жадность и страх, дружба и ненависть.
Забава «За бортом!» интересна тем, что вопросы решаются не только дипломатической беседой, но и дракой. Участник может начать махать кулаками ради места в лодке или какого-то предмета. Вот тут и начинается веселье. Пострадавший имеет право попросить, чтобы кто-нибудь вступился за него. А также можно собрать группу. Тогда все присутствующие на шлюпке ввяжутся в драку.
В настолке присутствует элемент блефа. Может внезапно выяснить, что моряк держит под скамьей дубинку, а Сноб спрятал пистолет за пояс.
- Веселый процесс.
- Яркие и красивые иллюстрации.
- В некоторых моментах правил сложно разобраться.
Необитаемый остров
Возраст | 13+ |
Количество игроков | 4–6 |
Время одной партии | 40–60 |
Сложность игры | легкая |
«Необитаемый остров» представляет собой полноценное приключение, будто взятое из книги про пиратов и морские плавания. Участники находят друзей, одолевают злого врага, переживают захватывающие приключения и пытаются выжить. Надо не забывать о сигнальном костре. Благодаря ему, героев увидят и заберут на корабли. Остается лишь дожить до их прибытия. Но это получится не у всех.
Новую игру «Необитаемый остров» выпустил Джефф Сядек (автор известной настолки «За бортом!»). В ней необходимо выжить, находясь на кусочке суши в бескрайнем море. Здесь сочетаются продуманная механика игры, идеальный баланс, большая вариативность и множество нюансов. Именно эти качества ценят любители настольных игр.
Как и предыдущая версия, «Необитаемый остров» сможет стать украшением любой коллекции даже самого опытного и привередливого настольщика.
Игра интересна из-за того, что герои договариваются и торгуются между собой. От коммуникативных навыков зависит развитие сюжета.
- Захватывающий процесс.
- Иллюстрации сделаны ярко и стильно.
- Не подходит для обидчивых людей.
Бешеные псы
Возраст | 12+ |
Количество игроков | 4–8 |
Время одной партии | 1020 |
Сложность игры | легкая |
В «Бешеных псах» действует механика традиционной «Мафии», но за 20 лет ее доработали. Эта настолка отличается тем, что в ней много логичных возможностей для обсуждения, здесь интереснее блефовать. У участников меньше шансов выбыть в начале действий. Интрига сохраняется до самого конца. Есть дополнительные принадлежности, например, экипировка.
Пока «Сопротивление» развивает дедукцию, «Бешеные псы» учат блефовать.
Участникам выдается по 3 карты с ролями. К примеру, на двух из них «продажный полицейский», на третьей «честный полицейский». Если красных — продажных карт больше, человек становится мафией. Вернее, коррупционером. У него одна цель – расправиться с честными игроками.
Интересно то, что во время игры участники открывают карточки роли. Для того чтобы пристрелить кого-то, придется раскрыть одну карту. Во время первого хода можно показать карту честного полицейского, хотя на самом деле человек – продажный. Остальным придется задуматься, кто же он такой.
- Интересный процесс.
- Яркое и стильное оформление.
- Понравится любителям «Мафии».
- Не обнаружены.
Лепешка
Возраст | 4+ |
Количество игроков | 2–6 |
Время одной партии | 10+ |
Сложность игры | легкая |
«Лепешка» является одной из самых популярных социальных игр, выпущенных Гюнтером Хорном. Задача заключается в том, чтобы развить умение общаться, договариваться, уступать, извиняться и отстаивать свои права. Участники начинают понимать свои чувства и чувства других людей. Здесь осознается и прорабатывается тема границ. Игроки учатся бороться с агрессией социально приемлемыми способами. Выражение этого чувства ограничивается временными рамками и правилами.
В набор не входят стандартные фишки. Участники должны сами сделать их из пластилина, создать персонажа на поле и нести за него ответственность. Этим они показывают отношение к самому себе и другим людям, желания и цели. В игровом процессе у людей складываются различные взаимоотношения. Не исключено, что чью-то фигуру превратят в «лепешку». По сути, цель – первым оказаться у Замка в образе человека. Но развлечение настолько занятно, что на первый план выходят взаимоотношения людей.
Партии можно делать множество раз, менять персонажей и их характеры, ставить дополнительные условия.
- Хорошее качество.
- Снятие эмоционального напряжения и агрессии.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Несколько уровней.
- Не выявлены.
Мистериум
Возраст | 8+ |
Количество игроков | 2–7 |
Время одной партии | 30–60 |
Сложность игры | легкая |
«Мистериум» представляет собой красивую и увлекательную настолку для людей, любящих отгадывать загадки, и проводить расследования. Здесь есть и индивидуальная, и командная работа. Ведущий помогает отгадать ассоциации и победить.
Ведущий – призрак старого дома. Он стремится доказать, что не совершал преступление, которое ему приписали при жизни. Другие участники – приглашенные экстрасенсы. У них есть 7 дней для того, чтобы через сны, которые посылает призрак, выяснить, кто виновный в преступлении.
Карточки снов создали именно для «Мистериума», благодаря чему у них поразительная графика и детализация множества предметов. Карты помогут разгадать тайну и ответить на вопросы о месте действия, убийце и его занятии во время совершения преступления.
- Захватывающий процесс.
- Отличное оформление.
- Множество карт.
- Разные варианты развития событий.
- Высокая цена.
Шкатулка доброго волшебника
Возраст | 11+ |
Количество игроков | 2–6 |
Время одной партии | 10+ |
Сложность игры | легкая |
В игре все участники проживают увлекательные и действительно сказочные приключения, изучают внутренний мир различных персонажей. Они проявляют личные качества, открывают для себя нечто новое, смотрят на события с совершенно неожиданного и непривычного ракурса.
Всем игрокам предоставляется возможность придумать много увлекательных историй, в которых есть оригинальные сюжеты, персонажи и путешествия. «Шкатулка доброго волшебника» расширяет границы привычных представлений об отношениях, событиях и добрых возможностях.
Игра наполнена уникальными сюжетами, приключениями и героями. За счет этого у участников развивается фантазия, они учатся общаться, слушать друг друга и грамотно излагать свои мысли.
Во время каждой партии люди открывают в себе новые личные качества, смотрят на события под новым углом, учатся анализировать происходящее и проходят незабываемое волшебное приключение.
- Высокое качество, в набор входят крупные и приятные на ощупь карты.
- Можно сочинить собственную сказку.
- Развивает творческое мышление, учит общаться и понимать других людей.
- Не обнаружены.
Семейные Псикреты. Необычный способ узнать друг друга
Возраст | 5+ |
Количество игроков | 2+ |
Время одной партии | 10–20 |
Сложность игры | легкая |
В этой настольной игре участники делятся друг с другом личными «псикретами», учатся внимательно относиться к собственным и чужим чувствам, чертам характера, желаниям и потребностям. Это является важной составляющей в отношениях детей и родителей.
Участники процесса осознают свои чувства и бережно относятся к ним. В обычной жизни это происходит нечасто. Из-за возрастных особенностей дети почти не понимают причины и последствия своих действий. Во время игры они начинают осмыслять личное поведение и поступки остальных людей, сопоставлять их с общественными нормами.
Эта настолка будет полезна и для психологов. С ней они смогут разобраться в проблемах семьи, грамотно выстроить коррекционную работу, создать новые поведенческие модели. В первую очередь «Семейные Псикреты» направлены на родителей и их детей от 5 до 11 лет. Но она понравится и детям старшего возраста, и дедушкам с бабушками.
- Хорошее качество.
- Интересный и необычный процесс.
- Есть слишком личные вопросы.
- Карты только с надписями, без картинок.
Сопротивление
Требуется собрать команду, совершающую миссии против деспотичного правительства. Однако кто-то из этих людей действует только в своих, а не в общих интересах. Как обнаружить этого человека? От «Мафии» игра отличается наличием большого числа логических фактов. С их помощью можно найти предателя, тогда как у него есть шанс так хитро провернуть дело, что на него никто не подумает.
Возраст | 13+ |
Количество игроков | 5–10 |
Время одной партии | 30 |
Сложность игры | легкая |
Настолка «Сопротивление» является утонченной, сбалансированной и красивой психологической игрой. Участники становятся борцами сопротивления. Задача – свергнуть деспотичное правительство.
Во все революционные организации внедряются шпионы. Эта не исключение. Стать им может кто угодно: как новенький, только вступивший в организацию, так и самый опытный участник. Предать может даже лидер. Цель игры – обнаружить шпионов.
В группу, отправившуюся на задание, могут затесаться шпионы. Игроки тайно пользуются своими картами. С символом сопротивления они вносят полезный вклад в дело, с символом шпиона – устраивают саботаж. Если среди карт на задании окажется хотя бы один символ шпиона, миссия будет провалена. Когда три миссии выполняются успешно, побеждает сопротивление. А когда все три проваливаются, выигрывают предатели.
В «Мафии» обычно побеждает самый громкий и убедительный человек. В «Сопротивлении» на первое место выходит логика. Эмоциональные факторы играют меньшую роль, чем рациональные. Каждое действие важно. Это нравится людям, любящим сложные психологические игры.
- Продается вместе с дополнением.
- Много вариантов развития событий.
- Понадобится непрозрачный протектор, карты выполнены в разных оттенках.
Опасности волшебного леса. Игра для психологической работы со страхом
Возраст | 5+ |
Количество игроков | 2–6 |
Время одной партии | 30–50 |
Сложность игры | легкая |
Здесь дети испытают злость и страх. Они сделают ошибки, посмеются, пошутят, поболтают и совершат добрые дела. «Опасности волшебного леса» позволят ребенку (с помощью родителей) избавиться от страхов.
Дети будут путешествовать по волшебному лесу. Их встретят опасности и загадки. Дело в том, что хозяева этого места – забавные гномы. Они подготовили для игроков задания. Гномы не дадут продолжить путь, если нужные действия не будут выполнены. Задание Злюкодава – выпустить злость и раздражение, поругать, Неправина – подурачиться и сделать все наперекосяк, Бояськина – испугаться самому и напугать других, вспомнив о страшных вещах, Поболтушки – улыбнуться и рассказать историю, Добролины – поблагодарить товарищей и сделать комплименты, Смехотуна – сильно похихикать и рассмешить других игроков.
Главное предназначение игры – скорректировать разные детские страхи. Помимо этого, она поднимает настроение, создает непринужденную остановку, помогает детям установить контакт друг с другом и со взрослыми. Из-за страхов детям становится сложнее жить. Они не могут в полной мере развиваться и радоваться каждому дню. Зачастую родители понятия не имеют, что ребенок напуган. Они видят только последствия в виде заболеваний, низкой учебной мотивации, низких оценок, плохого поведения, трудностей общения. Взрослые безрезультатно борются с последствиями, а не причиной.
- Правила можно изменять.
- Веселый процесс.
- Ребенок расслабляется, преодолевает боязни и зажимы.
- В создании участвовали психологи.
- Карты сделаны из тонкого материала.
- Мало заданий.
- Отсутствуют упаковка, фишки, кубик.
Это моя война
Возраст | 18+ |
Количество игроков | 1–6 |
Время одной партии | 45–120 |
Сложность игры | сложная |
Стоит достать объемную коробку с детально проработанными миниатюрами, качественными элементами и масштабным игровым полем, как участники погрузятся в мрачную атмосферу. Сценарий получился уникальным и живым. Игрокам предстоит принимать сложные решения.
Войну невозможно выгнать из дома. Необходимо уживаться с ней, выносить утраты, голод и холод, страх, пытаться выжить. Простые персонажи (профессор, футболист и бездомная женщина) стараются как могут. У них почти не осталось сил, а война уже идет очень долго. Бывает, что даже помощи игроков, делающих за них трудный моральный выбор и решающих тактические задачи, недостаточно.
Персонажи погибают из-за ранений и болезней, ударов судьбы. В настолке «Это моя война» собраны мрачная атмосфера, непростые решения, поразительно живой и уникальный сценарий. Все компоненты выполнены качественно, даже миниатюры детализированы. Есть большое поле. Данную игру можно подарить друзьям, коллегам и самому себе.
Атмосфера затянет всех участников. Качественно сделанные элементы, особенно миниатюры, порадуют и тех людей, которым неприятен вид оружия и разрушений.
- Красивое оформление, особенная атмосфера.
- Азартная и логическая.
- Захватывающий сюжет.
- Много вариантов развития событий.
- Депрессивный сюжет.
- Партия долго длится.
- Высокая цена.